— Опишите текущую ситуацию на рынке спецтехники.
— Спрос на спецтехнику в I квартале 2021 по сравнению с тем же периодом 2020 года вырос, что не может не радовать дилеров и дистрибьюторов. Прежде всего это было вызвано новостью о возможном повышении утилизационного сбора. Кто-то решил занять выжидательную позицию, кто-то, наоборот, решил ускориться и заказать технику, которую планировал приобретать в будущем либо даже не планировал совсем. Я бы сказал, что ситуация до сих пор в подвешенном состоянии, и даже не чувствуется какая-либо намечающаяся определённость. Однако все прекрасно понимают, что в России ничего со временем не дешевеет, а только наоборот. Но обычно это происходит постепенно, а изменение утилизационного сбора даёт сильный толчок для роста цен.
— Почему, по-вашему мнению, было отложено повышение утильсбора? Что на это решение повлияло в большей степени?
— Хочется верить, что здравый смысл заставил задуматься людей, принимающих решения, и именно это повлияло на то, что его отложили. Во-первых, это просто неадекватные итоговые цифры сбора. На некоторую технику увеличение планировалось кратное. Это не укладывается в голове: единица техники стоимостью в Китае менее 2 000 000 рублей (по курсу) должна облагаться утилизационным сбором в размере 1 794 000 рублей, то есть сбор составляет практически 100% стоимости машины! И это, не учитывая пошлины и НДС. Во-вторых, в России не производят многую технику, на которую ранее ввели, а сейчас увеличивают утильсбор, выступающий заградительной мерой для импорта. При цивилизационном подходе в цивилизованной стране должно быть прямо наоборот. Скорее нужно было дополнительно вводить нулевую пошлину на такие группы техники, но это уже фантастика!
— Стала ли для вас неожиданностью новость о том, что проект постановления был отправлен на доработку в Минпромторг?
— Да, это стало неожиданностью. Точнее, будет неожиданностью для меня и для многих, если в итоге коэффициенты будут скорректированы в более разумную сторону. Если нет, то в такой доработке нет никакого смысла, т.к. никому не интересно, кроме ставок и коэффициентов, что там будет написано в финальном варианте. Просто получится, что срок утверждения проекта перенесли.
— Если в итоге будут приняты коэффициенты, указанные в первоначальном проекте, как изменится рынок спецтехники?
— Повторится то, что все уже проходили при введении утилизационного сбора. Конечно, сократится и ввоз техники, и продажи. Максимально быстро сократятся заказы от небольших компаний, которые в течение полугода не смогут принять новую реальность и будут откладывать покупку техники или искать другие варианты, например, арендовать машины. Также в неприятной ситуации окажутся те, кто заранее планировал бюджет на приобретение техники. Они будут вынуждены приобретать модели более низкого качества или пересогласовывать бюджет, а, может, и вовсе отказываться от обновления парка. Всё это приведёт к сильным негативным последствиям, которые будут ощущаться как минимум в течение полугода. Но со временем каждая копейка утилизационного сбора окажется в квадратном метре жилья в новостройках (как это уже произошло), в каждом метре новых дорог, так что в итоге утильсбор заплатит обычный потребитель.
— Также хотим у вас уточнить по поводу других изменений в нормах законодательства. Расскажите, как обстоят дела с переходом на электронные ПСМ. В 2019 году вы высказывали опасения, что вряд ли всё пройдёт гладко и безболезненно.
— С переходом на электронные ПСМ ситуация обстоит более радужно, чем с электронными ПТС, потому что примерный процесс их выпуска уже понятен. Предположительно переход на ЭПСМ состоится осенью этого года, примерно в октябре–ноябре. Учитывая, что у нашей компании есть опыт по работе с ЭПТС, мы не должны столкнуться с какими- либо сложностями. А вот положительных моментов много. Во-первых, это количество собственников техники. На бумажном бланке ПСМ их всего 4, и если клиент приобретает машину в лизинг, то данная информация уже занимает минимум два поля. А есть случаи, когда машины переоформляются между юридическими лицами даже одного дилера или когда допускается ошибка при заполнении покупателя или продавца, что приводит к необходимости замены ПСМ. Кто с этим сталкивался, знает, что это не самый быстрый и приятный процесс. Второй положительный момент — мы сами сможем вносить исправления в поля, если допускаются ошибки. В-третьих, теперь мы самостоятельно будем оформлять ЭПСМ на технику, а не ждать бумажные от таможенных органов РФ, и можно будет избежать таких конфузов, как отсутствие пустых бланков на таможне для выдачи. И как приятное дополнение не будет необходимости в пересылке документов, что ускорит реализацию машин, избавит клиентов от ожидания всего пакета документов и исключит возможность утери ПСМ при пересылке, что также имеет место быть. Так что, можно сказать, мы ждём с нетерпением ЭПСМ.
Доставим технику в нужное место и назначенный день вовремя. Ещё и бесплатно!